Проблемы с математикой?! Учимся вместе.
Урок 4
Неусыпный труд все препятствия преодолевает.
М.В. Ломоносов
Урок будет посвящен исследованию устойчивости внимания при длительном сосредоточении и изучению способности выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой.
Оборудование: Таблица, разделенная на 25 равных клеток, в которых крупно и четко нарисованы двузначные числа от 1 до 25 примерно по следующему образцу:
5 14 12 23 2
16 25 7 24 13
11 3 20 4 18
8 10 19 22 1
21 15 9 17 6
Таблица, разделенная на 49 клеток- квадратов, в которых размещены числа, написанные черными (или арабскими) - от 1 до 25 и красными (или римскими) - от I до XXIV цифрами, примерно по следующему образцу:
8 IX 24 15 6 XX 19
4 V 12 XXIV 1 XIII 23
XIV 18 XVII XXII II 11 VI
22 XI 7 21 VIII 3 9
2 III 16 XIX XVI XXIII VII
13 I XVI X 25 5 17
XV 10 XVIII IV 14 20 XII
Порядок исследования:
Исследуемый должен находить числа от 1 до 25, не пропуская ни одного. Отыскав соответствующее число, он должен назвать его, прикоснувшись указкой к таблице. Измеряется время, затраченное исследуемым на выполнение задания. (по таблице №1)
В исследовании предлагается одновременно отыскивать числа, изображенные арабскими и римскими цифрами; при этом арабские числа исследуемый должен отыскивать в прямом порядке, от 1 до 25, а римские - в обратном, от XXIV до I. Следовательно, прядок его действий должен быть таким: 1, XXIV, 2, XXIII, 3, XXII, 4, XXI и т.д. ( по таблице № 2)
Учет и анализ результатов:
При наблюдении и опросе следует установить:
Применяет ли исследуемый какой-либо особый метод отыскания чисел; бывают ли случаи, когда долго не может найти нужное число, какие числа особенно медленно находит, какова продолжительность остановок; запоминает ли расположение отдельных чисел, заметно ли это при повторном эксперименте; какова эмоциональная реакция исследуемого на эксперименте: заинтересован, волнуется при задержках, в чем это выражается; как реагирует на длительный эксперимент, спокойно выполняет задания или проявляет нетерпение, утомляется.(по таблицам 1,2)
Насколько хорошо удается отыскивать в указанном порядке числа двух самостоятельных рядов, в чем проявляются затруднения; какие способы использует исследуемый, чтобы справиться с затруднениями в связи с необходимостью переключать внимание; не испытывает ли особых затруднений в середине выполнения задания, когда числа общих рядов близки друг к другу; если взгляд исследуемого направлен на искомое число всегда ли он его замечает, или бывает,что не воспринимает.(по таблице № 2)
В исследованиях с арабско-римской таблицей были получены следующие результаты: время выполнения задания 2 минуты 5 секунд - 8 минут 8 секунд; качество - от безошибочного решения до семи ошибок.
Желаю удачи в вашей исследовательской работе!
Мы работаем над нашими проблемами.
№1 Задание на внимательность:
В шести квадратах размещены кружки. Нарисуйте на листе чистой бумаги шесть пустых квадратов. Постарайтесь в течение двух минут запомнить расположение кружков в каждом из квадратов.Перенесите кружки по памяти в нарисованные вами квадраты. За каждый правильно перенесенный кружок вы получите одно очко.( кружок считается верным , если квадрат заполнен полностью правильно) Если наберете не менее 30 очков, то вы очень внимательны.
№2 Задания на установление закономерностей.
В приведенных ниже таблицах числа расположены в соответствии с определенной закономерностью. Установите эту закономерность и найдите числа, которые следует вписать в таблицы вместо точек.
а) 2 5 9 б) 3 12 6 в) 2 5 7 г) 7 16 9 д) 6 3 10 7 * *
4 7 5 4 16 8 6 1 7 5 21 16 1 8 5 12 9 16
6 12 * 5 20 * 1 4 * 9 * 4
Ключ к ответам.
В пункте а числа складывают по вертикальным столбцам. ( ответ 14)
В пункте б первое число в строчке умножают на 4, второе делят на 2. ( ответ 10)
В пункте в сумма двух первых чисел в строчке дает третье. ( ответ 5)
В пункте г первое и третье число дают в сумме второе (ответ 13)
В пункте д к первому числу прибавляют 7, от второго отнимают 3 и так далее... во второй строчке ; от первого числа отнимают 3 и к второму числу прибавляют 7 и так далее...в первой строчке ( ответ 14, 11)
|