Математика в цитатах — стимул работоспособности на примере 7 и 11 классов.
Начало учебного года — это всегда сложный период, когда ребята потихоньку втягиваются в учебу и проблемы с дисциплиной стоят не на последнем месте. Одним из моментов, способным собрать и организовать класс быстрее, является использование в начале урока цитат о математике, математиках и об учении в целом. Интересные цитаты заставляют задуматься и решают сразу несколько задач в образовании: воспитательные, образовательные, коммуникативные. Иногда задействованы межпредметные связи. Обсуждая какую-либо из цитат, мы заставляем ребенка думать, говорить, расширяем его кругозор и даем новые стимулы к учебе. Разумеется, на это уходит время от урока, но если вы тратите пять минут на то, чтобы класс настроился на учебный лад этого времени будет достаточно, чтобы обсудить интересное высказывание и узнать немного об авторе. В младших классах даже имеет смысл записывать высказывания в тетрадь,как эпиграф к уроку. Использование цитат очень полезно в начале учебного года, когда мы пытаемся повысить мотивацию в учебе и в дальнейшем изредка, поддерживая традицию. Замечательных и полезных цитат очень много. Их можно найти и в интернете, и в книгах. Я приведу пример тех цитат, которые были использованы в начале учебного года в 7 и 11 классах одновременно. Интересно было сравнивать, как реагируют ученики разных возрастов на одни и те же высказывания.
Итак, Первый урок. На экране цитата С.Я. Маршака.
Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и 4-х Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951).
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Мы обсуждали, как ребята поняли последнюю строчку про добрый ум и умное сердце. Оказалось,что это не так просто. Суждения были разные, но в любом случае внимание сконцентрировалось быстрее.
Второй урок. На следующий день учеников ждала цитата шотландского писателя реформатора Сэмюэля Смайлса.
Сэмюэл Смайлс (англ. Samuel Smiles, 23 декабря 1812, Хаддингтон — 16 апреля 1904, Кенсингтон) — шотландский писатель и реформатор. Автор книг нравственно-философского характера, изобилующих фактами из биографий великих людей.
Учись так, как будто тебе
Предстоит жить вечно;
Живи так, как будто тебе
Предстоит умереть завтра.
Размышляли о том, какой смысл заложен в тексте цитаты.
Третий урок встречал высказыванием Яна Амоса Коменского.
Считай несчастным тот день или час,
в который ты не усвоил ничего нового и
ничего не прибавил к своему образованию.
Текст цитаты понятен и мы узнали немного об авторе.
Ян Амо́с Ко́менский (чеш. Jan Amos Komenský, 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
На Четвертом уроке была цитата от Айвена Нивена.
Математику нельзя изучать,
наблюдая, как это делает сосед!
Ребята получили небольшую информацию об авторе.
Нивен Айвен (1915 — 1999) — американский математик, специалист по теории чисел. Редактор журнала «Американский математический ежемесячник», рассчитанного на учителей и на широкие круги любителей математики, Нивен — председатель издательского комитета исследовательской группы по школьной математике Американского математического общества. На русский язык переведена его книга «Числа рациональные и иррациональные» (М., 1968), рассчитанная на старшеклассников.
С именем Нивена связаны числа харшад, которые иногда называют числами Нивена. Число харшад — это натуральное число, делящееся нацело на сумму своих цифр. Таким числом является, например, 1729, так как 1729 = (1 + 7 + 2 + 9) × 91. Очевидно, что все числа от 1 до 10 являются числами харшад. Первые 50 чисел харшад, не меньших 10: 10, 12, 18, 20, 21, 24, 27, 30, 36, 40, 42, 45, 48, 50, 54, 60, 63, 70, 72, 80, 81, 84, 90, 100, 102, 108, 110, 111, 112, 114, 117, 120,126, 132, 133, 135, 140, 144, 150, 152, 153, 156, 162, 171, 180, 190, 192, 195, 198, 200 — последовательность A005349 в OEIS. Понятие «чисел харшад» было введено индийским математиком Даттараей Рамчандрой Капрекаром (англ.). Слово «харшад» происходит от санскритского harṣa великая радость’.Каскад чисел харшад:
6804:18=378
378:18=21
21:3=7
Пятый урок встречал ребят цитатой:
Действительно рассказывают про какого-то философа, что он, имея двух учеников — одного неспособного, а другого шаловливого, — прогнал обоих, так как один, желая учиться не мог, а другой, имея способности, не желал.
Коменский Я.А.
Цитата прошла без особых комментариев.
На Шестом уроке было высказывание Томаса Эдисона.
Гений состоит из 1 процента
вдохновения
и 99 процентов потения.
Ребята узнали об авторе цитаты.
То́мас А́льва Э́дисон (англ. Thomas Alva Edison; 11 февраля 1847, Майлен, штат Огайо — 18 октября 1931, Вест Оранж, штат Нью-Джерси) — всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».В 1928 году награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.
На Седьмом уроке ждала цитата Леонарда Эйлера.
Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта наука дает надежные правила; кто им следует – тому не опасен обман чувств.
Текст цитаты объемный и не совсем очевидный. Послушали различные мнения ребят и сделали общие выводы. Невозможно было обойти вниманием автора цитаты.
Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук (а также физики, астрономии и ряда прикладных наук).
Эйлер — автор более чем 850 работ (включая два десятка фундаментальных монографий) по математическому анализу, дифференциальной геометрии,теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим областям.. Академик Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, иностранный член Парижской академии наук. Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. В 1726 году он был приглашён работать в Санкт-Петербург, куда переехал годом позже. С 1726 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской академии наук (будучи сначала адъюнктом, а с 1731 года — профессором); в 1741—1766 годах работал в Берлине (оставаясь одновременно почётным членом Петербургской академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С. К. Котельников) и астрономы (С. Я. Румовский) были учениками Эйлера. Некоторые из его потомков до сих пор живут в России.
В дальнейшем цитаты использовались не на каждом уроке, а изредка, мы поддерживали традицию и расширяли круг людей, о которых раньше не знали. Так же можно использовать и цитаты, имеющие отношение к темам уроков.Все зависит от желания учителя разнообразить уроки и сделать их более интересными.
У С. Маршака есть такое стихотворение:
Даже по делу спеша, не забудь!
Этот короткий путь —
Тоже частица жизни твоей.
Жить и в пути умей.
Дорогие коллеги! Я желаю вам успехов и творчества!
|