Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Статьи для учителей

Система работы классного руководителя

Система работы классного руководителя

 

Учить других – потребен гений,

Потребна сильная душа.

Н.А.Некрасов

 Анализ деятельности классного руководителя достаточно сложный процесс. Разные классы – разные дети, разные методики, но в центре всего стоит он – классный руководитель и, прежде чем анализировать его деятельность, хотелось бы выяснить, а каким он должен быть, чтобы его работа давала позитивные результаты. «Идеальный классный руководитель», как и «идеальный человек» - понятия относительные. Я постараюсь остановиться на наиболее значимых аспектах. 

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А. Дистервег)

И действительно, если учитель призывает к чистоте речи, а сам периодически использует слова-паразиты, проводит классный час о вреде курения, но при этом является заядлым курильщиком…, - результата от такого воспитания не будет.

Есть, конечно, метод «воспитания антивоспитанием», но это все-таки противоестественно и, как правило, не продуктивно.

Д. Джебран  писал: «Я выучился молчанию у речистого, терпимости – у нетерпимого, и доброте – у недоброго, но, как ни странно, я не испытываю ни малейшей признательности к этим учителям». Эта цитата есть доказательство того, что любой опыт общения приносит свои плоды и меняет человека, делая его лучше, хуже или закаляя, но все-таки, как говорил Гораций, «новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые», поэтому лучше, чтобы «наполнитель» был источником искренности и любви. Невозможно обойти вниманием два замечательных высказывания Л.Н. Толстого:

 «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию». Эта мысль чем-то перекликается с клятвой Гиппократа у врачей.

Можно быть просто учителем, можно быть просто воспитателем, можно быть хорошим учителем и воспитателем, а можно быть целым новым миром, попадая в который ребенок вынужден меняться, как меняются траектории космических объектов при прохождении около крупных планет. И еще помнится разговор коллег о теории «масок», о том, что на работе у людей одни маски, а дома – другие…

Я всегда была счастлива тем, что моя работа гармонична с моим личным ощущением истины и справедливости. Если я что-то несу детям, я в этом убеждена сама, если я от кого-то что-то требую, я от себя требую в два раза больше.

И второе, «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)

В связи с этим кажутся совершенно невозможными и дикими слова, которые я слышала не раз от учителей «я не люблю детей, это моя работа».

Хотелось бы еще сказать о внешнем виде учителя, памятуя слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Даже замечательный учитель, если он ходит в стоптанных туфлях и совсем не уделяет внимание своей внешности, становится чем-то похож на робота. Ведь и бриллиант теряет свою силу и красоту, не имея достойной оправы.

Часто говорят «некогда, весь в работе и делах». Но вы же пример и образец, и этим примером должны быть во всем, вызывая восхищение и желание совершенствоваться. Нередко бывает наоборот, на призыв родителей учиться, ребенок отвечает: «Зачем? Я не хочу быть как…»

И еще очень важный момент - это самообразование учителя,  стремление самому постоянно учиться, познавать новое. Учитель должен быть интересен не только на уроке, но и за рамками урока. Вы учитель математики, но ребенок не «вписывается» в ваш предмет – это не его лучшая грань. Поговорите с ним о музыке,  о спорте, о поэзии, об архитектуре, о том, о чем он говорит с удовольствием и в чем хорошо разбирается. И вы увидите, эта беседа будет способствовать интересу и к вашему предмету, в частности.

 «Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение» (Ли Цзи, Трактат о правилах поведения)

 Немаловажным моментом для воспитателя и учителя является умение ощущать себя счастливым человеком  Счастливый человек, как образ жизни.  «Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других» (Л. Фейербах)

Угрюмый, вечно недовольный педагог вряд ли может сделать кого-то более счастливым, вдохновить на добрые дела и поступки.

В заключение хочется привести слова Ж.Ж.Руссо: «Воспитатель! Какая возвышенная нужна тут душа. Поистине, чтобы создавать человека нужно самому быть или отцом, или больше, чем человеком».

«Много есть чудес на свете, человек – их всех чудесней» (Софокл)

И еще важный штрих к портрету классного руководителя. Не пугайтесь быть разными с детьми. Классный руководитель на уроке – требовательный учитель, любящий свой предмет, на экскурсии – веселый, добрый собеседник, на новогоднем празднике – артист, играющий Бабу-Ягу или Карлсона.

Не бойтесь удивлять, а возможно даже, в хорошем смысле шокировать. Ничто человеческое вам не чуждо. Вы можете быть смешным, строгим, веселым, требовательным, грустным, расстроенным, удивленным, восхищенным, а самое главное - настоящим и искренним.

«Мы восхищаемся искусством, когда оно умеет говорить языком жизни. Но нас еще больше захватывает жизнь, когда она, сама того не зная, говорит языком подлинного искусства» (Т.Манн)

Самую высокую оценку деятельности учителю и классному руководителю дают не проверки и комиссии, а сами дети. Если вы, в начале своего трудового пути, получали слова признательности, благодарности и восхищения, и через 10-15 лет ситуация не изменилась, значит, все эти годы вы работали не зря, вы не постарели душой, не потеряли краски ощущать юность; вы не относитесь к своей работе, как к монотонной рутине и штамповке, вы творите и у вас все, как в первый раз. 

Я думаю, что такими благодарностями могут похвастаться многие учителя, классные руководители, но я рада, что они есть и у меня.

«Марина Олеговна! Вы самый лучший и интересный учитель! И пусть эти мелки раскрасят серую массу наших знаний и сделают наше (а главное ваше!)  пребывание в школе разноцветным». Ученики 10Б класса, в надежде на лучшие оценки (октябрь 1998 года).

«Дорогая наша Классная Мама, и никак не меньше. Я вас не забуду, потому что столько добра в человеке я никогда не встречал. Желаю вам счастья, дорогая наша Марина Олеговна». (20.06.2001, Артем Андреев)

«Марина Олеговна встретила стаю,

Стихи прочитала и в класс запустила.

Класс этот был нам надежным приютом,

Укрыться в нем можно от бури учебы.

Марина Олеговна, не соревнуясь,

В вас ужились математик и лирик

Вы нас учили великой науке.

Мы, улетая, спасибо Вам скажем».

(20.06.2001, Александра Орлова)

«Вы позитивная, добрая, умная, красивая, отзывчивая и лучший, по моему мнению, педагог! Счастья и добра вам». (Вадим, октябрь 2012)

«Пусть жизнь будет все такой же позитивной и яркой. Пусть радость и счастье затмят горечи и печали. Белые полосы забелят черные полосы. Пусть хорошие мысли будут приходить в голову чаще, чем печальные. Пусть все будет хорошо!

От всей души желаю, чтобы ваша художественная натура оставалась такой же насыщенной и яркой! Чтобы стихи сочинялись по одному лишь желанию! И, наконец, чтобы жизнь была полна хороших и ярких впечатлений». (Октябрь, 2012)
 

Категория: Статьи для учителей | Добавил: madam_olege (29.09.2013)
Просмотров: 2036 | Теги: советы классному руководителю, вопросы воспитания, система работы классного руководите | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: