Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru
Главная » Статьи » Статьи для родителей

Актуальные и важные вопросы воспитания

Вопрос 1. Ребенок хорошо учится, нет проблем с поведением, занимается спортом. Дома замкнут, совсем не идет на контакт. Один ответ: все хорошо. Что делать.

Вспомните, когда контакт был потерян, а вы не заметили. В младшей школе, в средней, возможно, в детском саду.

У вас были проблемы в личной жизни, неприятности на работе, появился младший ребенок. Вы говорили: «иди, поиграй один», «отстань», «ты видишь, у меня много дел», «ты же большой». Если было что-то похожее, вернитесь к этому моменту, поговорите с ребенком. Объясните, что вы понимаете, как ему тогда было сложно, и как нужен был собеседник. Признайте, что были неправы. И, возможно, контакт постепенно наладится. Не требуйте все и сразу.

И не забывайте зайти вечером, сказать «спокойной ночи». Погладить и поцеловать. Даже для взрослых детей важно знать, что их любят и о них помнят. Только любовью и терпением можно исправить прошлые ошибки.

Вопрос 2. Что делать, если ребенок грубит, огрызается, все делает назло, обманывает, полная потеря взаимопонимания?

Скорее всего, ребенок осуждает или не принимает того, что происходит в семье. И это протест, который никто не услышал вовремя, а теперь он принял хроническую форму. Возможно, ребенок изначально стал хуже учиться – вы не заметили. Стал прогуливать - пропустили, а теперь имеете то, что есть.

Разберитесь со своими проблемами, восстановите события и начните все с нуля.

Сложно, практически невозможно, но при большом желании, даже хронические болезни, дают хороший прогноз, потому что в глубине души каждый ребенок ждет внимания, любви заботы именно своих родителей.

Если ваш ребенок почувствует, что он для вас самый дорогой человек, что, несмотря ни на что, вы любите и будете любить его всегда, он легче простит или спокойнее отнесется к проблемам в семье, надеясь, что когда-нибудь все наладится. Корабль, попавший в шторм, часто получает повреждения, но не всегда идет ко дну. Команда, если она едина, даже в крайних ситуациях, ищет пути спасения вместе.

Вопрос 3. Ребенок хорошо учится, занимается в кружках, вы водите его в театры, на концерты, путешествуете. Считаете, что всегда занимались им, думали, как сделать лучше. Но ребенок не идет на контакт, нет взаимопонимания. Что делать?

А) Возможно, у вас было много работы, вы уставали, но старались, чтобы у вашего ребенка все было не хуже, чем у других, при этом упустили личное участие.

Вам было некогда слушать рассказы про елку в садике, про друзей и воспитателей. Вы торопились отвести на кружки и в театр, считая, что надо развиваться и познавать новое, но у вас не было времени посидеть и обсудить увиденное и прочувствованное.

Все это происходило без вас. И вот, времени стало больше, ребенок вырос и вы хотите с ним поговорить, а он, так ждавший этого общения раньше, платит теперь вам той же монетой.

Восстановить такие отношения сложно, но возможно.

Постепенно, не торопите события. Не спрашивайте про все сразу. Узнавайте понемногу и радуйтесь каждому общению. Лед не тает сразу, но, если вы будете терпеливыми, и не будете срываться в истерике, все восстановится.

Б) Если и случай «А» не ваш, тогда, возможно, вы отдали ребенка в секцию, где очень строгий педагог и ваш ребенок замкнулся не только на занятиях, но и дома. Выясните, и если это так, срочно забирайте. Такие занятия вредны для вашего ребенка и его нервной системы. Если это касается учителей в школе, срочно меняйте школу. Психоэмоциональное здоровье намного важнее.

Вопрос 4. Ребенок потерял интерес к учебе. Его не волнуют плохие оценки. Что делать?

А) Это один из симптомов проблем в семье. Если вы считаете, что неприятности в семье это исключительно ваши проблемы, то вы глубоко ошибаетесь. Дети реагируют на все конфликты очень болезненно и, потеря интереса к учебе, как правило, один из первых симптомов нездорового климата в семье.

Б) Ответ «А» не ваш случай, у вас гармоничная семья, все работают, все друг друга понимают, поддерживают. Вы проводите достаточно много времени, общаясь с ребенком. Живете и его интересами тоже, но при этом у вас та же проблема.

Вы допустили когда-то ошибку в воспитании. Возможно, во всем потакали ребенку, исполняли все его прихоти и он не привык преодолевать трудности, а у вас нет механизмов его заставить.

Остается единственный вариант – начать учиться вместе. Да-да, сидеть вместе за столом и делать домашние задания, проявляя при этом большую заинтересованность.

Кому-то хватит месяца и все исправится, а кому-то потребуется и год!

Главное, чтобы у вас хватило терпения.

Вопрос 5. Ребенок пропускает целые учебные дни. Уходит каждое утро в школу, а в школе не бывает. Что делать?

Подобное поведение может быть вызвано различными причинами, рассмотрим подробнее каждую.

А) Проблемы в семье. Такое поведение – протест и попытка привлечь к себе внимание родителей. Похожая ситуация разобрана в ответе «А» на второй вопрос.

Б) Ребенку категорически не нравится учиться, так как он не привык трудиться в принципе. Эта проблема упущенного воспитания рассмотрена в ответе «Б» 4четвертого вопроса.

В) Плохие отношения в классном коллективе. Ребенок в изоляции или, еще хуже, над ним издеваются или насмехаются.

Узнайте аккуратно ситуацию в классе и в школе, если вариантов изменить ситуацию нет, не раздумывая, меняйте школу. Ваш ребенок в большой опасности.

Г) Плохие отношения с учителями. Так получилось, что ваш ребенок умудрился испортить отношения со многими педагогами.

Если вы уже меняли школу, а ситуация повторяется, может есть смысл обратиться к психологу.

Д) Ребенку не нравится учиться в данном направлении.

Например, у вас в семье все дипломированные инженеры, вы уверены, что ваш ребенок обязан окончить технический университет. Отдаете его в школу с углубленным изучение математики, а он мечтает быть архитектором или врачом. Вы теряете время. Побеседуйте с ребенком, с учителями, если ситуация достаточно серьезна и аргументирована со стороны ребенка, смело переводите в школу с необходимым направлением, куда ребенок будет ходить с удовольствием.

Е) Ребенок попал в плохую компанию.

Здесь медлить и раздумывать нельзя пока вы его не потеряли совсем. Болото засасывает быстро. Срочно меняйте школу, если это компания из школы. Устраивайте в какую-нибудь интересную студию или кружок, старайтесь ввести ребенка в новый круг общения. Увезите в небольшое путешествие. Главное, не бездействуйте.

Бывает, люди меняют даже квартиры, чтобы поменять полностью окружение ребенка или срочно отправляют в другой город на несколько месяцев к родственникам.

Вопрос 6. Ребенок не выполняет домашние задания или выполняет фиктивно, «за 15 минут». Как можно исправить ситуацию?

Чудес не бывает, чтобы что-то исправить, нужно вложить свой собственный труд, душу и внимание. Бесполезно ругаться, говорить о том, какими ответственными были в детстве вы и ваши ближайшие родственники. Это, как правило, не работает.

Серьезно займитесь уроками с ребенком, дайте почувствовать ему, что его успехи для вас очень важны. Не жалейте себя и, возможно, через месяц он начнет работать без вашей помощи. Главное, не забывайте спрашивать у ребенка, как у него дела, внимательно слушать все рассказы и давать советы. Здесь, как раз, самое время вспоминать истории из своей школьной жизни.

Вы станете единомышленниками. У ребенка будет смысл стараться, когда это кого-то интересует. Заинтересованность родителей в успехах ребенка – это один из важнейших мотивов в обучении. Категорически нельзя в присутствии ребенка ругать учителей и школу (какими бы плохими они не были), тем самым вы разрушаете до основания все установки и основы в ребенке.

До тех пор, пока у вас будут виноваты все, кроме вашего ребенка, вы не добьетесь успеха. Вы должны из кажущихся вам недостатков сделать достоинства. Например, у ребенка редко собирают домашние тетради на проверку, но часто пишут проверочные работы.

Объясните, что его задача и состоит в том, чтобы делать домашние работы качественно, что ему тем самым оказывается доверие, как ученику, а самостоятельная работа показывает, насколько он это доверие оправдывает.

Вам кажется, что у ребенка плохие друзья, и они мешают ему учиться? Пригласите ребят в гости, сходите вместе погулять, поговорите. Дети любят рассказывать о себе, возможно, не так плохи друзья, как их обрисовывает вам ваш собственный ребенок.

Придумайте между ними соревнование по учебе на неделю с сюрпризом для победителя в конце недели. Предложите изредка делать уроки вместе. Может, что-то даст хорошие результаты. Помните, любая мотивация в учебе, какой бы странной она не была, должна приветствоваться. Редкие дети, особенно в младших классах, учатся хорошо для того, чтобы стать потом хорошими специалистами в какой-либо области. Собственные амбиции, желание быть лучшим, тоже встречаются не так часто.

Как правило, учатся «для мамы», для «папы», чтобы получить похвалу, поощрение, поэтому и важна ваша активная заинтересованность. Это, пожалуй, самая хорошая мотивация.

Часто дети стараются учиться ради обещанного вознаграждения, более меркантильная, но тоже мотивация. В таком случае, придется постоянно поднимать планку обещанного, поэтому, вступая на этот путь, не забывайте оценить свои возможности.

Вопрос 7. Ребенок плохо успевает в школе. Вас огорчают низкие оценки. Что делать?

А) Возможно, это случай лени и безответственности, вы не приучили его трудиться, и только вы можете исправить ситуацию (например, начать учиться вместе). Подробно данная ситуация раскрыта в ответе на шестой вопрос.

Б) Возможно, это ситуация протеста против нездоровых отношений в семье или потери внимания. Опять же, ваши ошибки, которые вам и исправлять (подробнее, ответ на третий вопрос).

В) Подобная ситуация может возникнуть также в силу возрастных особенностей. Ребенок не готов воспринимать материал. Он просто не справляется, ему сложно учиться.

Ни в коем случае нельзя его ругать, постоянно сравнивать с другими, более успешными друзьями. От вас требуется любовь, понимание и помощь.

Объясните ребенку, что это временно, что на каком-то этапе, если он будет стараться, все станет значительно проще. Вспомните, что и в вашей жизни были сложные периоды. Помогайте делать уроки, творческие задания, и не забывайте хвалить, даже за небольшие успехи. Главное, будьте всегда рядом, интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Это даст ему стимул стараться.

Помните, то, что если ваш ребенок не самый лучший ученик в классе это не повод любить его меньше.

Г) Вы перегрузили ребенка, и он просто не справляется. Нервно-психическое состояние находится на грани возможного. Например, ваш ребенок семь раз в неделю серьезно занимается музыкой, три раза спортом, а вы хотите, чтобы он был отличником в школе. Это ситуации, которые приводят к нервному истощению и, как результат, срыву. Организм просто не справляется с такими нагрузками. Подумайте, что важнее, расставьте приоритеты и разумно продумайте режим труда и отдыха. Ребенок, это растущий организм, требующий заботы и внимания, а не объект на котором надо реализовывать собственные нереализованные амбиции.

Вопрос 8. У ребенка совсем нет друзей, в классе ни с кем не общается, чем можно помочь?

Уровень общительности у детей различен, зависит от многих причин: темперамента, условий жизни, наследственности, общей эрудиции, самооценки, самоуверенности. Если ваш ребенок часто любит находиться в одиночестве с книгой или иногда гуляет в саду один, а не с компанией, возможно, он ищет что-то в себе или себя. Посмотрите на себя, если у вас почти нет друзей, не стоит удивляться поведению ребенка.

«Одиночество также необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же гибельно, если оно слишком долго длиться» (Л. Вовенарг)

Другой вопрос, если ребенок не избирает периодически одиночество, а постоянно в нем пребывает – это опасно. Займитесь этим вопросом. Пригласите одноклассников в гости, устройте праздник для детей дома. Очень полезно в этой ситуации отдать ребенка в театральную студию. Разучивая и играя чужие роли, он найдет свою линию общения и друзей.

Разговаривайте с ребенком дома, как можно больше интересуйтесь его жизнью, передавайте через него поручения для других людей: кого-то позвать, кому-то позвонить, подойти что-то спросить. Для малообщительных детей это обычно очень сложные задания, и практика такого общения повлияет на общую ситуацию.

Главное, не бросайте ребенка в его одиночестве. Даже если у него пока нет друзей, у него есть вы, а вы самый лучший, самый верный и надежный друг. Поверьте, это очень важно.

«Одиночество – это некое состояние лишенного помощи. Ведь если кто-то один, это не значит, что тем самым он одинок, так же как если кто-то в толпе, это не значит, что он не одинок» (Эпиктет)



 

Категория: Статьи для родителей | Добавил: madam_olege (18.08.2013)
Просмотров: 1865 | Комментарии: 1 | Теги: вопросы воспитания, рекомендации по воспитанию, советы родителям | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: