Меню сайта

Поиск

Рейтинг@Mail.ru
Главная » Файлы » Мои файлы

Математика в цитатах — стимул работоспособности.
09.10.2014, 10:56

Математика в цитатах  стимул работоспособности на примере 7 и 11 классов.

Начало учебного года  это всегда сложный период, когда ребята потихоньку втягиваются в учебу и проблемы с дисциплиной стоят не на последнем месте. Одним из моментов, способным собрать и организовать класс быстрее, является использование в начале урока цитат о математике, математиках и об учении в целом. Интересные цитаты заставляют задуматься и решают сразу несколько задач в образовании: воспитательные, образовательные, коммуникативные. Иногда задействованы межпредметные связи. Обсуждая какую-либо из цитат, мы заставляем ребенка думать, говорить, расширяем его кругозор и даем новые стимулы к учебе. Разумеется, на это уходит время от урока, но если вы тратите пять минут на то, чтобы класс настроился на учебный лад этого времени будет достаточно, чтобы обсудить интересное высказывание и узнать немного об авторе. В младших классах даже имеет смысл записывать высказывания в тетрадь,как эпиграф к уроку. Использование цитат очень полезно в  начале учебного года, когда мы пытаемся повысить мотивацию в учебе и в дальнейшем изредка, поддерживая традицию. Замечательных и полезных цитат очень много. Их можно найти и в интернете, и в книгах. Я приведу пример тех цитат, которые были использованы в начале учебного года в 7 и 11 классах одновременно. Интересно было сравнивать, как реагируют ученики разных возрастов на одни и те же высказывания.

Итак, Первый урок. На экране цитата С.Я. Маршака. 

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик. Лауреат Ленинской (1963) и 4-х Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951). 

                                          Пусть каждый день и каждый час

                                          Вам новое добудет.

                                          Пусть добрым будет ум у вас,

                                          А сердце умным будет.

Мы обсуждали, как ребята поняли последнюю строчку про добрый ум и умное сердце. Оказалось,что это не так просто. Суждения были разные, но в любом случае внимание сконцентрировалось быстрее.

Второй урок. На следующий день учеников ждала цитата шотландского писателя реформатора Сэмюэля Смайлса.

Сэмюэл Смайлс (англ. Samuel Smiles, 23 декабря 1812, Хаддингтон — 16 апреля 1904, Кенсингтон) — шотландский писатель и реформатор. Автор книг нравственно-философского характера, изобилующих фактами из биографий великих людей.

                                          Учись так, как будто тебе                   

                                          Предстоит жить вечно;

                                          Живи так, как будто тебе

                                          Предстоит умереть завтра.

Размышляли о том, какой смысл заложен в тексте цитаты.  

Третий урок встречал высказыванием Яна Амоса Коменского.

                                          Считай несчастным тот день или час,

                                          в который ты не усвоил ничего нового и

                                          ничего не прибавил к своему образованию.


Текст цитаты понятен и мы узнали немного об авторе.

Ян Амо́с Ко́менский (чеш. Jan Amos Komenský,  28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор  классно-урочной системы.

На Четвертом уроке была цитата от Айвена Нивена.

                                           Математику нельзя изучать,

                                           наблюдая, как это делает сосед!

Ребята получили небольшую информацию об авторе.

Нивен Айвен (1915 — 1999)  американский математик, специалист по теории чисел. Редактор журнала «Американский математический ежемесячник», рассчитанного на учителей и на широкие круги любителей математики, Нивен — председатель издательского комитета исследовательской группы по школьной математике Американского математического общества. На русский язык переведена его книга «Числа рациональные и иррациональные» (М., 1968), рассчитанная на старшеклассников.

С именем Нивена связаны числа харшад, которые иногда называют числами Нивена. Число харшад — это натуральное число, делящееся нацело на сумму своих цифр. Таким числом является, например, 1729, так как 1729 = (1 + 7 + 2 + 9) × 91. Очевидно, что все числа от 1 до 10 являются числами харшад. Первые 50 чисел харшад, не меньших 10: 10, 12, 18, 20, 21, 24, 27, 30, 36, 40, 42, 45, 48, 50, 54, 60, 63, 70, 72, 80, 81, 84, 90, 100, 102, 108, 110, 111, 112, 114, 117, 120,126, 132, 133, 135, 140, 144, 150, 152, 153, 156, 162, 171, 180, 190, 192, 195, 198, 200 — последовательность A005349 в OEIS. Понятие «чисел харшад» было введено индийским математиком Даттараей Рамчандрой Капрекаром (англ.). Слово «харшад» происходит от санскритского harṣa великая радость’.Каскад чисел харшад:

6804:18=378

378:18=21  

21:3=7

Пятый урок встречал ребят цитатой:

Действительно рассказывают про какого-то философа, что он, имея двух учеников  — одного неспособного, а другого шаловливого, — прогнал обоих, так как один, желая учиться не мог, а другой, имея способности, не желал.

                                                                                                                                                                              Коменский Я.А.

Цитата прошла без особых комментариев.

На Шестом уроке было высказывание Томаса Эдисона.

                                        Гений состоит из 1 процента
                                        вдохновения
                                        и 99 процентов потения.


Ребята узнали об авторе цитаты.      
   
То́мас А́льва Э́дисон (англ. Thomas Alva Edison; 11 февраля 1847, Майлен, штат Огайо — 18 октября 1931, Вест Оранж, штат Нью-Джерси) — всемирно известный американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».В 1928 году награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР. 

На Седьмом уроке ждала цитата Леонарда Эйлера.

Именно математика в первую очередь защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело – как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело – какими они кажутся; эта  наука дает надежные правила; кто им следует – тому не опасен обман чувств.

Текст цитаты объемный и не совсем очевидный. Послушали различные мнения ребят и сделали общие выводы. Невозможно было обойти вниманием автора цитаты.

Леона́рд Э́йлер (нем. Leonhard Euler; 15 апреля 1707, Базель, Швейцария — 7 (18) сентября 1783, Санкт-Петербург, Российская империя) — швейцарский, немецкий и российский математик и механик, внёсший фундаментальный вклад в развитие этих наук (а также физики, астрономии и ряда прикладных наук).

Эйлер — автор более чем 850 работ (включая два десятка фундаментальных монографий) по математическому анализу, дифференциальной геометрии,теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и другим областям.. Академик Петербургской, Берлинской, Туринской, Лиссабонской и Базельской академий наук, иностранный член Парижской академии наук. Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. В 1726 году  он был приглашён работать в Санкт-Петербург, куда переехал годом позже. С 1726 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской академии наук (будучи сначала адъюнктом, а с 1731 года — профессором); в 1741—1766 годах работал в Берлине (оставаясь одновременно почётным членом Петербургской академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С. К. Котельников) и астрономы (С. Я. Румовский) были учениками Эйлера. Некоторые из его потомков до сих пор живут в России. 

В дальнейшем цитаты использовались не на каждом уроке, а изредка, мы поддерживали традицию и расширяли круг людей, о которых раньше не знали. Так же можно использовать и цитаты, имеющие отношение к темам уроков.Все зависит от желания учителя разнообразить уроки и сделать их более интересными.

У С. Маршака есть такое стихотворение:

                                      Даже по делу спеша, не забудь!

                                      Этот короткий путь — 

                                      Тоже частица жизни твоей.

                                      Жить и в пути умей.

Дорогие коллеги! Я желаю вам успехов и творчества!

Категория: Мои файлы | Добавил: madam_olege | Теги: как наладить дисциплину на уроках, как повысить мотивацию в учебе, как разнообразить урок, цитаты на уроках
Просмотров: 2395 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: